Ката

Ката (型) — формальные упражнения, представляют собой совокупность стоек, боевых приемов и передвижений, связанных между собой логической последовательностью и выполняемых в различном темпе и с различной степенью напряжения. В ката поединок носит имитационный, воображаемый характер. Ката можно сравнить с боем с тенью, отрабатываемым боксерами на тренировках, т. е. с боем с воображаемым противником (противниками).

Четыре элемента ката:

  • бункай (分解) — анализ;
  • оё (応用 о:ё:) — применение;
  • хэнка (変化) — вариации;
  • какуси (隠し) — скрытность.

Ката, - в переводе с японского «форма» или «образ», - технические комплексы приемов традиционного каратэ. Основная цель Ката – совершенствование психологических характеристик занимающегося, достижение полного самоконтроля через реализацию достигнутого в Кихоне. Ката - это, в какой-то степени, история боевого искусства, которое нужно уметь понимать, чтобы постичь его сущность. Раньше ката называли «бесконечными сокровищами», так как рассматривали как настоящие ключи для познаний. Можно представить каратэ-до как начальный путь, в котором ката - это самое главное из всего, что есть в каратэ, так как ката по своей сути - не только набор разнообразных движений, но также генератор определенного состояния. Само существование Каратэ-до невозможно без существования ката.

В первую очередь ката - это воображаемый бой с тенью. Начинается ката всегда с приветствия, после которого каратэ-ка встает в позицию Йой. Затем он начинает исполнять последовательность технических элементов: защиты, атаки, прыжки, удары и их комбинации. В моменты наивысшей концентрации каратэ-ка подчеркивает свои действия Киай. Каждая ката начинается с защитного действия. Этим подчеркивается миролюбивый характер каратэ, основывающийся не на агрессивных чувствах, а на умении владеть собой. Все ката основаны на главных принципах каратэ: чередование мягкого и жесткого, быстрого и медленного, расслабления и концентрации. Залогом успешного выполнения ката служат четкий ритм, чувство дистанции, чувство времени, правильное дыхание. Все движения должны выполняться в точном соответствии с каноном. Схемы ката предполагают передвижения по определенной траектории. Заканчивается ката, как правило, в том же месте, где и начиналась.

Существуют ката для начинающих (где все движения предельно простые и ясные), для подготовленных каратэ-ка (когда уже необходимо выполнять более сложные технические элементы и их соединения) и высшие ката, к которым подходят только после долгих лет обучения, так как их движения уже наполнены глубоким внутренним содержанием.

Ката - суть каратэ-до, смысл в их изучения - в борьбе с самим собой. Невозможно добиться прогресса в искусстве каратэ-до без глубокого изучения ката, однако тренироваться только в ката недостаточно, параллельно следует добиваться прогресса в КУМИТЭ, чтобы никогда не терять контакта с реальностью. Практикуя исключительно изучение ката, крайне сложно научиться учитывать реакцию противника, его силу, скоростьи т.д. Только большой специалист, в высшей степени освоивший ката, может вызвать в своем воображении условия реального боя и правильно учесть все его составляющие.

Для начинающих, до 1-го КЮ, обычно вполне достаточно основных ката – ката серии ТЭЙКИЁКУ, ХЭЙАН. Черный пояс (1-ый ДАН) добавляет сюда ТЭККИ ШОДАН, БАССАЙ-ДАЙ, КАНКУ-ДАЙ, ЭНПИ, ДЗИОН. Другие ката представляют интерес для освоения более высокого уровня. Бесполезно учиться поверхностно исполнять большое количество ката - следует стараться достичь прогресса в нескольких основных ката, далее другие не покажутся совершенно новыми, поскольку в них заложены те же технические действия, скомбинированные по-иному. Каждый специалист в течение всей жизни как правило шлифует лишь одну Токуй-ката (любимую ката). Это единственный способ действительно «постичь» ката; прогресс в других ката придет параллельно. Запоминание порядка выполнения технических действий в ката - это только начало, а не стадия «познания».

Ката не выполняется вне времени, каждая ката имеет свой собственный ритм и темп, которых при начальном изучении следует строго придерживаться. Только гораздо позже, повторив ката сотни раз, можно позволить себе иметь какую-то свою точку зрения, несколько изменить этот ритм, однако не отклоняясь принципиально от основной темы. Ката можно считать освоенной лишь тогда, когда она «протекает» гармонично и без усилий, когда исполнитель действует настолько естественно, что сторонний наблюдатель тоже представляет себе происходящий бой. Ката представляет собой не просто более или менее быструю смену движений, даже хорошо отработанную, в ней должна быть жизнь, убедительность, каждый жест, как и каждая остановка должен быть обусловлен общей связью и выполняться в нужный момент. Никогда не следует полностью расслабляться во время выполнения ката. Даже в течение «мертвого интервала времени» дух должен оставаться в состоянии Заншин. Все действия выполняются в твердой уверенности, что одна-единственная ошибка равносильна смерти. Линия взгляда должна лежать в горизонтальной плоскости, никогда не следует опускать глаза, даже во время поворота, чтобы поле зрения было как можно шире, взгляд не фиксировался на какой-то определенной точке.

Каждая ката имеет в своем составе два действия, исполнение которых обязательно сопровождается Кэнсэй. Нужно быть «наполненным Киай» на протяжении всего ката, но «испустить» Кэнсэй, то есть громко крикнуть, следует дважды в заданные моменты. Крик должен быть коротким и сильным. В этот момент не следует опускать глаза (что происходит рефлекторно). За исключением некоторых строго определённых связок, после Киай не следует немедленно продолжать действие, а нужно секунду оставаться на месте, «продолжая» удар ментально.

Варианты исполнения ката:

  1. Медленно и расслабленно: для изучения ката или для разминки перед тренировкой;
  2. Быстро и расслабленно: чтобы научиться передвигаться быстро и в правильных стойках следует сконцентрировать внимание на перемещении ступней и таза, эта также высшая стадия разминки (ускорение ритма работы сердечно-сосудистой системы). 
    Два этих способа исполнения ката требуют незначительных физических усилий и могут служить ежедневной зарядкой, это единственный способ приучить тело к правильному выполнению ката.
  3. Быстро, с Кимэ «один на один»: к этому этапу следует перейти, когда четко усвоен план ката. Каждое движение выполняется отдельно: атаки резкие, блоки живые, с мощным кимэ при каждом контакте, каждое техническое действие должно сопровождаться максимальной концентрацией физической и психической энергии.
  4. Быстро, с Кимэ, с боевой скоростью: к предыдущей форме исполнения добавляется обязательное ощущение боя. Для начала связывается техника одной и той же группы (например, защиту и контратаку), затем выполняется ката от начала до конца. Это самая кропотливая и долгая работа, поскольку нужно стремиться к совершенству формы;
  5. Медленно и с мышечным напряжением: в этой манере, с шумным и открытым дыханием, выполняются ката, чтобы развить мышечные группы и укрепить сердечную мышцу;
  6. Медленно вдумчиво: с максимальной концентрацией на технике и использованием только силы живота;
  7. С предметами или отягощениями: чтобы развить мышцы и выработать выносливость, можно выполнять ката с боевой скоростью, держа в руках Гяси или маленькие гантели весом 2,5 кг. Каждое движение сопровождается Кимэ. Можно также нагрузить ступни отягощениями, выполнять перемещения с сидящим на плечах партнером или с удерживаемой обеими руками палкой (колющий удар в атаке, рубящий в защите), можно использовать Саи, и т.д. Эти варианты интересны и очень полезны для выработки правильной формы ката. После такой тренировки мускулатуры обязательно нужно один-два раза повторить ту же ката впустую, мягко, без Кимэ.

Полный сеанс тренировок в ката, проводимый для выработки силы и скорости должен иметь такую последовательность:

  • 6 повторений, выполняемых гибко, медленно и с полным расслаблением;
  • 10 повторений «один на один», с Кимэ;
  • 10 повторений с боевой скоростью;
  • серия из двух или трех повторений ката, выполняемых медленно и с полным расслаблением;
  • одно-два повторения ката с гантелями, палкой и т.д. - одно-два повторения ката, выполняемые гибко.

Повторять одну ката менее пятнадцати-двадцати раз - значит беречь себя от физического и умственного утомления, то есть сознательно лишить себя возможности работать полно и глубоко.

Очень важен предшествующий выполнению ката церемониал, который является составной частью ката, поскольку такая форма поведения - обязательна. Каждая ката начинается с естественной стойки (Шизэнтай). Далее соединяются ступни ног и медленно выполняется приветствие (Рицу-рэй) в направлении обозначающем главную ось ката (если упражнения будет выполнено перед экзаменатором, приветствие направлено в его сторону). Выпрямившись, не спеша принимается стойка Хачиджи-дачи, кулаки сжаты перед корпусом.

По завершении ката на последнем «этапе» сохраняя дух Заншин, представляя себе последнего противника и наблюдая все «поле битвы» нужно медленно вернуться в позицию ЁЙ, затем правильно выполняется приветствие (Рицу-рэй) в том же направлении, что и перед началом исполнения ката.

Ката Сётокан

Оригинальное название Название Значение и происхождение
Тайкёку 1-3 «Великое Начало». Созданы в 40-х годах Фунакоси. Предназначены для развития силы и координации. Не относятся к категории «классических» ката. В Сётокан обычно не изучаются.
Хэйан 1-5 «Мир и покой». В Сюри-тэ назывались Хэйва-Антэй. После модификации Итосу назвал их Пинан. Под таким названием они изучаются вВадо-рю, Сито-рю, Киокусинкай и др. С 1936 г. Фунакоси изменил название на Хэйан. Учебные ката, подготавливающие ученика к постижению более сложных ката.
Тэкки 1-3 «Железный всадник». Ката имитирует бой в ограниченном пространстве, где нет возможности для маневра, в лодке, в комнате, на краю обрыва. Во всех трёх вариантах используется только стойка всадника и отражение атак спереди и сбоку по принципу — стена сзади, имитируя сбивание захватов при борьбе в латах, удары на близком расстоянии (каги-цуки) и староокинавскую технику низких ударов ногами по ногам противника (фумикоми). Прежнее название Найханти. Ката воплощает основные черты Сёрэй-рю. Тэкки Сёдан — исходная форма, предположительно из Китая. Тэкки нидан и Тэкки сандан созданы Итосу. Под названием Найханти изучаются во многих стилях.
Бассай-дай «Взятие Крепости». Традиционная ката во многих стилях и школах. Имеется множество интерпретаций. Под название Пассай или Бассай практикуется в Вадо-рю, Сито-рю, Итосу-кай, Исиминэ и др. Создана основателем окинавской школы Сюри-тэ Мацумура Соконом на основе некоторых китайских комплексов таолу. Мощная и динамичная ката с постоянной, быстрой сменой рук в блоках и ударах, подобно действиям при осаде замка.
Энпи «Полёт ласточки». Первоначальное название Вансу, по имени создателя ката Саппусина Вансу, впервые продемонстрировавшего её на Окинаве в 1863 году. Вариант мастера Санаэды, ученика Вансу впоследствии был модифицирован Итосу. Под названием Вансу практикуется в Вадо-рю, Сёрин-рю и в других стилях. Старейшая ката в карате-до, была очень популярна в Томари. Техника в ката значительно изменилась к нашему времени. Но остался темп смены уровня центра тяжести, и движения бедра, и исполнения техники подобно порханию ласточки вверх и вниз
Канку-дай «Созерцание небес». Прежнее название Кусянку или Кванку по имени создателя Гунь-Сянь-цзюна. Существует множество вариантов этой ката: Канку-дай и Канку-сё в Сётокане, Кусянку в Вадо-рю, Сихана-Кусянку в Сюри-тэ, Кусянку мастеров Китаяра и Куниеси, Кокосун-Дай в стиле Санкюкай и др. Считается, что Итосу взял Кусянку за основу при создании ката ряда Хэйан (Пинан). Одно из самых зрелищных традиционных ката Окинавы. Любимая ката мастера Фунакоси, именно ката Канку-дай демонстрировал Фунакоси Гитин во время показательных выступлений в штаб- квартире и главном тренировочном зале дзюдо Кодокане. Считается, что в этой ката зашифрована вся основная техника Сётокана.
Хангэцу «Полумесяц». Мастер Фунакоси называл её Сэйсан в книге «Рюкю кэмпо: карате». Единственная энергетическая ката в Сётокане. Происходит из Наха-тэ
Дзиттэ «Десять рук». Также относится к Томари-тэ. Существует множество интерпретации. Характерна техника боя против нескольких противников, быстрые смены позиций и направлений действий
Ганкаку «Журавль на утесе». Древнее название Чинто по имени создателя, китайского посланника на Окинаве. Принадлежит к стилю Сёрэй-рю. Изучается также в Сито-рю. В Сётокане изучается версия Итосу. Одна из старейших ката в карате-до.
Нидзюсихо «24 шага». В Сито-рю, Томари-тэ называется Нисэйси. Происхождение и автор неизвестны. Также изучается в Вадо-рю. Относится предположительно к группе Арагаки, наряду с Сотин и Унсу. Это очень мощное, силовое ката. В технике превалируют удары локтями. В старом варианте, вместо ёко гэри, практиковали фумикоми.
Тинтэ «Необычные руки» (также «редкие руки» или «сумасшедшие руки»). Фунакоси называл её Сеин. Изучается в Сито-рю. СэнсэйКанадзава относит её к ката защитных действий. Происходит из Китая.
Сотин «Великое умиротворение» или «непоколебимость». Ранее называлась Хакко. Изучается только в Сётокане и Сито-рю. Происхождение и автор неизвестны.
Мэйкё «Блестящее зеркало». Прежнее название Рохай.Итосу сэнсэй разделил ката Рохай на 3 части. В Томари-тэ имеет 3 варианта. Название изменено Фунакоси Гитином.Впоследствии сэнсэй Тетсухико Асаи ввел в практику Сётокан каратэдо Мэйкьё нидан, а сэнсэй Като Садошиге — Мэйкьё сандан, которые практикуются исключительно в системе IJKA. Тем самым была восстановлена целостность ката Рохай.
Унсу «Облачная рука» или «Руки, раздвигающие облака». Происхождение и автор ката неизвестны. Возможно, это самая древняя форма. Изучается также и в Сито-рю.
Бассай-сё Малая форма Бассай-Дай. Создана мастером Итосу. Практикуется только в Сётокане.
Канку-сё Малая форма. Создана Итосу. Практикуется только в Сётокане.
Ванкан «Королевская корона». Также известна под названиями Сиофу и Хито. Относится к Томари-тэ, к школе К.Мацумора. В Сито-рю изучается под названием Мацукадзэ. Самая короткая ката в Сётокане.
Годзюсихо-дай «54 шага». Фунакоси называл её Хотаку. В Сито-рю называется Усэси.
Годзюсихо-сё Малая форма ката Годзюсихо-Дай
Дзион Ката китайского происхождения. Относится к Томари-тэ. Существует две версии названия:1) по имени легендарного воина-монаха, жившего в XV в. и якобы создавшего эту форму; 2) по названию монастыря Дзион-дзи в Китае, где предположительно создана эта ката. Изучается в Сётокане и Вадо-рю.
Дзиин «Правдивая любовь» (а также имя буддистского монаха). Ещё одна ката из Томари-тэ. Фунакоси Гитин называл её Соке. Модифицирована Итосу.